Мраморная бумага один из видов декоративной бумаги используемой при оформлении ручного переплета книги.
Мраморирование – метод декорирования бумаги, при использовании которого краски, плавающие на поверхности грунта, переносятся на лист бумаги. Точно проследить возникновение данного метода практически невозможно, но самые ранние из известных примеров были изготовлены на Востоке. Японская техника «Суминагаши» известна с VIII века. Эта техника использовалась в работах персидских и турецких мастеров, именуясь «Эбру». В Европе мраморную бумагу начали широко использовать к XVII в. Первоначально такая бумага изготавливалась в Голландии (что послужило поводом для появления термина «Dutch work»), а затем, чаще всего, переправлялась в Англию с товарами, которые были в эту бумагу завернуты (чтобы избежать дополнительных пошлин на ввоз бумаги иностранного изготовления). В Англии бумага аккуратно снималась, прессовалась и продавалась (в основном, переплетчикам).
В течение многих лет искусство мраморирования оставалось тайным, передававшимся непосредственно от учителя ученику.
К XVIII столетию мраморная бумага получила широкое распространение. До того, как книгопроизводство стало максимально механизированным, почти все издательства и мастерские имели собственное производство мраморной бумаги.
В настоящее время изготовление «мрамора» возрождается, но относится, скорее, к области искусства, чем к вспомогательному производству для переплетных мастерских.
Ниже перечисляются некоторые виды узоров мраморной бумаги:
1. Французская ракушка. Этот рисунок создан во Франции примерно в конце XVIII века и был особенно популярным в начале 18хх годов. Характеризуется светлым ореолом вокруг более темных цветовых пятен. Обычно использовалось три цвета, самым популярным был коричневый. Именно поэтому данный рисунок получил второе название «Крупный французский коричневый». В ранних вариантах часто использовались синий и оранжевый цвета. Принцип создания такого рисунка основывается на нанесении двух основных цветов, которые затем «вытесняются» третьим цветом с большим добавлением желчи.



2. Французский золотой венозный рисунок. Золотые венозные рисунки были довольно редкими на протяжении всей истории. Они либо формируются одновременно с основным рисунком, либо наносятся на уже готовый мраморный лист. Первые образцы датируются 17- м веком, когда переплетчики французского королевского двора отец и сын Ле Бретон прославились своими золотыми и серебряными венозно-мраморными бумагами. В 19 — м веке золотые вены часто наносили на уже готовые мраморированные листы методом литографии. Несмотря на довольно редко используемый рисунок, такая бумага оставалась популярной до начала XX века. Исторических рецептов изготовления такого рисунка мне найти не удалось.


3. Гребневый рисунок. Этот узор также называется GetGel или Forward-Backward Marble. Он появился в начале 17 — го века, и становился все более популярным на протяжении 19 — го и 20 — го веков. Исторически на грунт наносились три-пять красок для создания узора. Пигменты измельчали с добавлением пчелиного воска, чтобы увеличить глубину цвета.


4. Дубовый лист. Популярный в течение короткого периода времени в конце 19- го и начале 20- го веков, «дубовый лист» изготавливается тремя и более цветами. Основной цвет наносят на грунт, затем каплями наносят остальные краски. Финальное нанесение – капли белого цвета. Гребень проходит через поверхность грунта по прямой, затем волнообразно в двух направлениях.

5. «Камешки» (Stone marble). Эффект настоящего мрамора. Зачастую сделать качественные «камешки» гораздо сложнее, чем гребенчатые узоры, т.к. для достижения необходимого эффекта приходится наносить тысячи мелких капель краски.


6. «Павлиний хвост» или «Букет» (Peacock (Bouquet) Pattern). Один из популярнейших узоров в мраморе. Размер узора зависит от размеров гребня и расстояния между его зубцами.



7. «Нонпарель» (Nonpareil). Еще один базовый узор, при формировании которого гребень движется сверху вниз. Зачастую нонпарель является основой для более сложных рисунков, типа Павлиньего хвоста.


8. «Испанская волна» (Spanish Wave). Интересный вариант придания плоскому листу бумаги объемного вида. По легенде узор впервые был сделан в 18хх годах пьяным мрамористом, который раскачивался при укладке бумаги на грунт. Именно покачивание бумаги и дает такой эффект.



9. «Муар» (Moiré. Один из самых сложных узоров. Предполагает создание мраморного узора на поверхности грунта, укладку бумаги в технике «испанской волны», но при этом бумага еще и должна быть произвольным образом сложена. После расправления бумаги эффект драпировки должен сохраниться.