Еще одна порция прекрасного. На этот раз речь пойдет о сочетании сразу двух искусств: вышивки и книжного дела, и как по мне, то результат просто сногсшибательный. Наверное, вышитые переплеты по своему богатству уступают только красоте инкрустации.

Вышитые переплеты были на пике моды в Англии примерно с середины XVI в до 1660 г. Эти переплеты являлись предметами роскоши, т. к. для их изготовления использовались такие материалы, как шелк, бархат, жемчуг, золотые и серебряные нити.
В 1598 г посетитель библиотеки Елизаветы I писал: «книги переплетены в бархат (чаще красный) с застежками из золота и серебра, некоторые украшены жемчугом и драгоценными камнями.» (PJM Marks, The British Library Guide to Bookbinding, London, 1998).

Традиционно ткань использовалась для переплетов церковных книг. Такие книги, Библии большого формата, молитвенники, принадлежащие крупным соборам, украшались очень богато и иногда становились самостоятельным объектом поклонения. Такие книги использовались исключительно духовенством. Тем не менее, с середины XVI в. небольшие книги в расшитых тканевых переплетах стали появляться и у частных лиц.
Прежде всего такие переплеты говорили о богатстве и хорошем вкусе владельца книги. И их владельцы не упускали случая продемонстрировать такие книги, принося их с собой на церковные службы. Переплеты с вышивкой говорили не только о состоятельности их владельца, но и о его благочестии, т. к. он решил потратить небольшое состояние на такое благое дело, как переплет духовной литературы. Принадлежность книги часто отображалась на переплете вышитыми гербами или именами владельцев. В XVII в. вышивались даже портреты.

Традиционными элементами вышивок, выполненных профессиональными мастерами (чаще всего это были мужчины), были орнаменты, позаимствованные с книжных миниатюр, библейские сцены, цветы, птицы и насекомые. Эти элементы используются до сих пор для декорирования штор, постельного белья и т. п. Зачастую книги хранились в тканевых чехлах, расшитых соответственно переплету.
Чаще всего вышивка не является частью основного переплета, это, скорее, «суперобложка». Мастерам отдавались книги в простых досках, которые затем обтягивались вышитой тканью.
Вышитые переплеты вполне справедливо именуются «одним из самых очаровательных образцов английского искусства XVII в.»


НИКОЛАЙ КУШНИР (по материалу Р.Нормана)