Производя не так давно разборки на чердаке обнаружила картонную коробку в которой оказался настоящий клад, целая библиотека миниатюрных книг, на самом деле я про нее помнила, когда-то ещё в школе сама и собрала, но вот куда убрала вспомнить не могла, а тут нашлось, но я не совсем о том, просто эта находка натолкнула меня на мысль, что неплохо бы собрать информацию о книжных миниатюрах (собирать собирала, но поинтересоваться откуда взялась идея книжек малышек не удосужилась). Так вот, что же такое миниатюрная книга и откуда она взялась:
По международным стандартам миниатюрным изданием считается книга, формат которой не превышает по высоте и ширине 3 дюймов, то есть 76 мм (76,2 мм), однако стандарт миниатюрной книги в России и в странах СНГ немного отличается, по нашим параметрам ширина и высота книги считающейся миниатюрой не должны превышать 100 мм. Среди миниатюрных изданий выделяются те, которые даже на фоне 76 мм выглядят малютками, – это микрокниги. Отличительной чертой подобных изданий является невозможность их прочтения невооруженным глазом. Формат такой книги не должен превышать размера 10х10 мм. Ну, а современные технологии позволили уменьшить книгу до нано-размеров и в наши дни рекорды Гиннеса принадлежат книгам, которые размещаются на крошечном чипе, и требует очень мощной оптики для чтения.
Современные миниатюрные книги делаются с помощью метода фотомеханического репродуцирования. Такая технология была изобретена достаточно недавно, но первые мини-книги упоминаются еще в произведениях античных авторов. Так Плиний Старший в своей «Естественной истории в 37 книгах» упоминал о крошечном издании «Илиады» Гомера. Поэма включала в себе около 15000 стихотворений, однако была написана на настолько крошечном пергаменте, что полностью помещалась в ореховую скорлупу. Правда это или выдумка, к сожалению, определить невозможно.
Первым сохранившимся до наших дней образцом маленькой бумажной книги является свиток шириной всего 57 мм. На нем записана молитва на древнекитайском языке Dharani. Иероглифы нанесены с помощью деревянного клише – рельефного изображения текста, вырезанного на куске дерева. Свиток был создан еще в 770г. по приказу японской императрицы для распространения на территории Китая буддизма. Сохраниться свитку помог его деревянный футляр в виде крошечной пагоды. Помимо этого образца, в других уголках света были также найдены старинные маленькие глиняные таблички и берестяные грамоты.
В Средние века книги были не только ценны духовно как источник знаний, но и материально. Обычно их изготовляли из дорогих материал с использованием драгоценностей для украшения. Кроме того, книги писались и разрисовывались вручную. Колоссальная трудоемкость изготовления делала их очень дорогими, а их обладателям придавала особый статус. Однако наиболее редким шиком стали книги необычной формы. Это могли быть книги в форме круга, сердца, цветка и т.д. Также появились и миниатюрные книги. Преимущественно, они были посвящены религиозной тематике.
Самым ранним образцом является настольная книга Жанны д`Эвре, королевы Франции, изготовленная по заказу ее супруга короля Карла IV еще в 1325—1328 гг. Размер книги составляет 60х90 мм. Она помещена в кожаный переплет, закрывается с помощью металлических застёжек и украшена строгим, элегантным тиснением золота на обложке и корешке. Миниатюрная книга состоит из 418 крошечных страниц и даже имеет 25 цветных рисунков, иллюминированных золотом.
Еще одним интересным экземпляром является английский перевод Псалмов, размер который всего 40 мм в высоту. Данная книжка принадлежала известной Анне Болейн. Специальные колечки сверху позволяли носить книгу на ремне с помощью тонкого шнурка. Несмотря на крошечный размер, книга иллюстрирована и написана с помощью пера и чернил.
Вскоре миниатюрные книги стали превращаться в настоящие произведения искусства. Так в XVI отец и сын Боккардино и Стефано ди Томмазо Джованни создали настоящий шедевр миниатюры эпохи Возрождения. Размеры книги составили 40х50 мм. Книга находится в кожаном переплете и закрывается с помощью серебряного замочка. Здесь не только большое количество рисунков, но и каждая страница украшена узорчатым орнаментом. Миниатюрная книга стала свадебным подарком кардинала Джованни Медичи своему племяннику Лоренцо Медичи.
Важной вехой в развитии книги стало изобретение в середине XV в. Иоганном Гуттенбергом (г. Майнц, Германия) наборного шрифта. Безусловно, рукописные издания все еще сохраняли свою ценность и важность, но с появлением печатной технологии книги стали более доступными. Тоже самое касается и миниатюрных книг. Однако доподлинно известно всего о нескольких маленьких инкунабулах (книги, изданные в Европе с помощью книгопечатания с момента появления технологии и до 1 января 1501 года), так как тиражи тех времен редко составляли больше сотни экземпляров. Самой ранней сохранившейся печатной миниатюрной книгой считают «Диурналий» (Dirunale Moguntinum), которая была создана в 1468 г. Петером Шеффером — учеником самого Гуттенберга и продолжателем его дела. Ее размер составил 65х94 мм., отпечатана она крошечным готическим шрифтом.
А вот самый ранний образцец кириллического шрифта, и, соответственно, первая славянская печатная книга-миниатюра была создана Яковом Крайков, выходцем из Софии. «Различнии потребии» была издана в Венеции в 1572 г. и содержит в себе месяцеслов (или святцы), путеводитель по святым местам Венеции, молитвословия и песнопения, апокрифы и пасхалия. Ее единственный полный экземпляр сейчас находится в Университетской библиотеке города Лейден (Нидерланды). Первая американская миниатюрная книга появилась уже в 1690г. в Бостоне. Самюэль Грин напечатал произведение Вильяма Шекера «Свадебное кольцо» в подарок своему другу издателю Бенджамину Харису.
К тому времени (XVII—XVIII вв.) начался настоящий бум на миниатюрные книги. Раньше это были только религиозные произведения, но теперь стали печатать крошечную поэзию, художественные и исторические произведения, словари и т.д. Печатные издания также использовали натуральную кожу для переплета, как и обычные бумагу и картон. Украшали издания с помощью жемчуга, перламутра, серебра, золота и черепаховой кости. Популярными были, например, издания Шекспира.
Первыми крупными тиражами миниатюрные книги стали выходить в царской России. Начиная с 1891 вплоть до 1895 гг. «Южно–русское книгоиздательство Ф.А. Иогансона» (Киев, Харьков) выпустило около 300 наименований различных книг крупными тиражами (5000 экземпляров) в мягких обложках. Размеры изданий составляли всего 55×73 мм, либо 60×80 мм. Выпускались также эксклюзивные мини-книги в твердом переплете. Эта линейка получила название «КРОШКА». В общей сложности в данную библиотеку вошло около двух миллионов томов. К концу XIX — началу XX в. популярность миниатюрных книг не угасала. Их отпечатывали с помощью фотомеханического способа, который использовался варшавским издателем М. Шольцем. В те годы в миниатюре отпечатали практически все произведения А.С. Пушкина.
На сегодняшний день миниатюрные книги продолжаются цениться среди любителей всего необычного и интересного. Существуют даже специализированные издательства, которые занимаются выпуском крошечных книг. Тиражи популярных произведений могут составлять десятки тысяч изданий. Вот наиболее известные издательства: Running Press (США–Великобритания); Miniature Edition и Ariel Books. Andrews and McMeel (США); Los Libros Mas Pequenos Del Mundo (Перу); Bonsai (Аргентина); в Германии — Leipzig.Miniaturbuchverlag, arsEdition, Wilhelm Heyne Verlag и Dietz Verlag; Legnano.EdiCart (Италия); Egmont Children`s Books (Великобритания) и BIOTOP (Франция).
Как правило, мини-книги изготавливаются в ручную, но страницы печатаются на тонированной или мелованной бумаге, в строгом соответствии с современными полиграфическими технологиями. Одним из важных элементов миниатюрной книги является переплет, и вот его мастера делают в ручную, переплетая с «мраморным» и «золотым» обрезами, бинтами на корешке. На крышке производится глубокое тиснение с подкраской.
Мини-книга может быть изготовлена и в единичном экземпляре под заказ, а может быть отпечатана небольшим тиражом. В процессе миниатюрного книгопечатания для обложек / переплета может быть выбрана, например, настоящая кожа, а иллюстрации в миниатюрной книге могут быть раскрашены художниками в ручную.
Процесс изготовления мини-книги выглядеть так:
В зависимости от заказа мастер выбирает оптимальный вариант текста, иллюстрации и начинает верстку миниатюрной книги. После создания макета книги на компьютере делается пробный экземпляр и после го сверки, макет уходит в типографию.
Из типографии приходят листы с отпечатанными страницами будущей мини-книги.
Большие листы со страницами, пришедшие из типографии, режутся по специальным меткам на развороты.
Каждый разворот складывается пополам и получается 4 страницы.
Получившиеся страницы собираются в небольшие «тетрадки» по 4 листа в каждой, количество таких «тетрадок» зависит от объема книги.
«Тетрадки» складываются вместе, отмечаются места сшивки и иголкой с нитками они сшиваются между собой, после чего проклеиваются.
В итоге получается миниатюрная книга, но еще без обложки и с неровными краями.
Чтобы края книжки были ровными их обрезают на специальной гильотине, получая аккуратный обрез.
Обрезы золотятся либо окрашиваются под мрамор (по заказу можно сделать даже фигурные обрезы).
Заготовки для обложки, как правило, требуют тиснения, для чего тоже используется специальное оборудование — на небольшом прессе закреплен объемный штамп, с помощью которого через специальную фольгу и будет пропечатан орнамент и узор обложки.
После того как обложки прошли тиснение сшитые, проклееные и обрезанные «тетрадки» страниц вклеиваются в переплет и мини-книга готова.
Обратите внимание, что на изготовление больших тиражей подобных мини книг могут уйти месяцы и даже годы ручной работы мастеров, ведь одно из самых сложных в этом процессе — это переплетные работы.
Не смотря на то, что повсеместно используется печатная технология, особой ценностью отличаются современные рукописные издания. Например, Шэннон Митчелл из США создала более 130 наименований книг-миниатюр. Шэннон профессиональный каллиграфист. Это позволило ей не только «написать» все свои книги в ограниченных тиражах (1-22 экземпляра максимум), но и превратить их в настоящие произведения искусства. Кроме того, Шэннон издает книги на разных языках.
Ps.Понятно, что данный текс я брала из интернета из самых разных источников, а не составляла сама, надеюсь авторы которые потрудились над поиском информации и её оформлением простят меня за публикацию на данной страницы без ссылок на источник, но я правда лох и умудрилась закрыть все интересные вкладки, а искать повторно сил нет.
@темы:
Книги